ПРОЕКТ
Методические рекомендации
по организации учебного процесса в организациях среднего образования в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в период пандемии
В период с 6 апреля по 22 мая 2020 года организации среднего образования Республики Казахстан переходят на обучение с использованием дистанционных технологий.
Обучение с использованием дистанционных технологий (дистанционное обучение) – взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее присущие учебному процессу компоненты и реализуемое с помощью интернет-ресурсов и ТВ-уроков.
Цель: создание единой образовательной среды в условиях дистанционного обучения.
Задачи:
Разработанная концепция видеоурока в соответствии с ГОСО и Типовыми учебными программами включает вопросы организации процесса обучения с использованием дистанционных технологий, структуру урока, рекомендации педагогу по сопровождению обучающихся, обучающимся по выполнению самостоятельной работы и их родителям по созданию условий для обучения.
Видеоуроки разработаны для следующих категорий получателей образовательных услуг:
ТВ-уроки будут проводиться по учебным предметам 1-11 классов на языках обучения (казахский, русский). Трансляция видеоуроков будет осуществляться на республиканском телевидении: уроки для обучающихся на казахском языке - на телеканале «Балапан», уроки для обучающихся на русском языке - на телеканале «Ел-Арна» по согласованию с Министерством информации и общественного развития.
Также, видеоуроки будут размещены на системах видеохостинга и образовательных Интернет ресурсах для свободного доступа всех пользователей посредством сети Интернет: педагогов и обучающихся.
Эфирное время уроков по предметам всех уровней образования на казахском и русском языках с 09-00 до 15-00 часов.
Определены учебные предметы 1-11 классов для трансляции на ТВ (приложение 1):
Планируется проведение 2042 дистанционных уроков по предметам
1-11 класса с 6 апреля по 22 мая 2020 года:
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Общее количество ТВ-уроков – 2042 урока.
Подготовлено единое расписание ТВ-уроков (приложение 2)
В расписании показана недельная нагрузка по учебным предметам 1-11 классов (приложение 3)
Учебные предметы, не вошедшие в перечень транслируемых предметов по ТВ (Информатика, Английский язык, Французский язык, Немецкий язык), рекомендуется дополнительно вносить администрацией в школьное расписание при возможности самостоятельной организации дистанционного обучения учителями школы по согласованию. Количество часов не должно превышать недельную нагрузку по предмету.
Структура ТВ-урока (продолжительность - 10 мин)
- на экране: наименование класса, название предмета, название темы
Урок состоит из:
- объяснения нового учебного материала учителем (видео, в титрах Ф.И.О. учителя) - 6 минут;
- вопросов для закрепления (на экране крупным шрифтом 2-3 вопроса) – 1 мин;
- учебных заданий для закрепления (на экране крупным шрифтом 2-3 задания) – 1 мин;
- дополнительных цифровых ресурсов по теме (1-2 ЦОР) – 1 мин;
- ссылок на дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения- 1 мин.
После каждого урока на экране идет текст: Дорогие дети! Вы получили самое основное содержание по новой теме, другие материалы вы получите от своего учителя! Если у вас есть вопросы, вы их можете задать учителю! Удачи в освоении нового материала, наш юные друзья!
Также для проведения дистанционного обучения рекомендуется использование следующих технологий:
2. Порядок организации процесса обучения в организациях среднего образования
В организации среднего образования строго соблюдаются меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, педагогов и других сотрудников, о принятых мерах незамедлительно информируется вышестоящий орган управления.
Процесс обучения с использованием дистанционных технологий осуществляется в соответствии с ГОСО, Типовыми учебными планами и программами с утвержденным расписанием уроков. При необходимости в расписание уроков вносятся коррективы для обеспечения гибкой формы обучения.
Все участники процесса обучения имеют доступ к ТВ-урокам и электронным платформам с учебным контентом.
Организацию процесса обучения с использованием дистанционных технологий и информационно-разъснительную работу с педагогами, сотрудниками, родителями (законными представителями детей) координирует руководитель организации среднего образования.
В организациях образования руководителем обеспечивается инструктаж всех участников процесса обучения по вопросам:
- ответственности каждого за сохранение здоровья, о мерах предосторожности;
- организации индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися с применением информационно-коммуникационных технологий;
- индивидуального консультирования родителей при необходимости.
Организации среднего образования Республики Казахстан осуществляют режим обучения с использованием дистанционных технологий, в связи с чем, каждому участнику процесса обучения необходимо соблюдать определенные требования.
Директор школы:
- принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы
- обеспечивает организацию дистанционного процесса обучения, в том числе технические условия;
- утверждает план работы школы в условиях процесса обучения с использованием дистанционных технологий
- осуществляет постоянный мониторинг и контроль за организацией дистанционного учебного процесса (обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями), мониторинг частотности предоставления обратной связи педагогами и др.)
- утверждает расписание уроков
- организует доставку учебных заданий и сбор выполненных работ обучающихся, не имеющих доступ к сети Интернет и средствам связи, для их проверки в рамках населенного пункта, в котором расположена школа. При этом строго соблюдаются требования по использованию индивидуальных средств защиты.
Процесс обучения в малокомплектных школах, находящихся в глубоко отдаленных населенных пунктах, с количеством обучающихся от 5 до 80 детей рекомендуется не переводить на дистанционное обучение по согласованию с местными исполнительными органами.
Заместитель директора по учебной работе, научно-методической работе, заместитель директора по информатизации:
- составляет единое школьное расписание уроков в соответствии с расписанием ТВ-уроков, график обучения, которые размещаются на интернет-ресурсах организации среднего образования;
- организует работу по разработке и размещению контента уроков, в том числе электронных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов;
- совместно с учителями-предметниками определяет организацию дистанционной учебной деятельности обучающихся: методы и приемы обучения, сроки получения заданий обучающимися и представления ими выполненных работ;
- организует видеокоучинги для педагогов в целях оказания методической помощи в рамках дистанционного обучения
- осуществляет информирование всех участников процесса обучения (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) об организации дистанционной работы и результатах обучения;
- осуществляет методическое сопровождение в ходе организации процесса обучения с применением информационно-коммуникационных технологий;
- организует деятельность педагогов в соответствии с утвержденным графиком работы и обратную связь с ними;
- определяет педагогов для сбора и доставки выполненных заданий обучающихся второй категории не менее одного раза в 2 недели из числа педагогов, не задействованных в дистанционном учебном процессе;
- контролирует ход проведения дистанционного учебного процесса;
- осуществляют через систему электронных журналов организацию и контроль дистанционного учебного процесса, суммативного оценивания;
- осуществляет обратную связь с участниками дистанционного процесса обучения;
- координирует работу по выполнению учебной нагрузки педагогами;
- анализирует проведение дистанционного обучения в организации среднего образования.
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог –организатор:
Педагог-психолог:
- индивидуально проводит онлайн-консультацию с обучающимися, с родителями (законными представителями);
- проводит онлайн-игры.
Классный руководитель:
- информирует родителей (законных представителей) о процессе обучения с использованием дистанционных технологий, об изменениях в расписании, о предоставлении обратной связи обучающимся, о ходе обучения и учебных результатах, о необходимости создания условий для самостоятельной работы обучающихся;
- создает и использует чаты, форумы обучающихся и их родителей в системах электронных журналов и дневников kundelik.kz, bilimal.kz, mektep.edu.kz, а также Whatsapp, Telegram и др.;
- осуществляет ежедневную связь с обучающимися и их родителями (законными представителями);
- информирует администрацию школы о проводимой работе;
- предоставляет учителям-предметникам, педагогу-психологу списки своего класса с контактными данными обучающихся (номер домашнего, сотового телефона, электронная почта);
- обеспечивает регистрацию электронного дневника и электронной почты обучающихся своего класса.
Учителя-предметники:
Учителя-предметники разделены на 3 категории:
ТВ-уроки используют учителя и обучающиеся.
Учитель-предметник и обучающийся, имеющие доступ к интернету и использующие дистанционные технологии обучения:
- корректирует календарно-тематические планы в электронных журналах и дневниках;
- своевременно осуществляет корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов с применением ссылок на веб-сайты, электронные библиотеки и другие;
- согласовывает с заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе проводимые виды работ;
- применяет оптимальные и разнообразные виды работ (видеоуроки, самостоятельная работа, онлайн-курсы, чат-занятия, веб-занятия, телеконференции и форумы и др.), доступные информационно-коммуникационные технологии (скайп, телеуроки, modul, zoom, электронная почта, WhatsApp и Telegram чаты и другие);
- своевременно доводит информацию о применяемых видах работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), используя электронные журналы и дневники;
- проводит урок в соответствии с утвержденным графиком обучения
- осуществляет контроль за самостоятельной работой обучающегося, предоставляет обратную связь;
- предоставляет домашнее задание согласно нормам объема домашнего задания;
- осуществляет сбор выполненных заданий к уроку любым доступным для учителя и ученика способом (электронные журналы и дневники, месенджеры, облачные технологии и др.)
- заполняет своевременно на платформе электронного журнала следующие разделы:
а) домашнее задание после каждого ТВ-урока/Вебинара (задания из учебников и ссылки на ресурсы);
б) прикрепление файлов с рекомендациями по выполнению заданий;
в) обратная связь по выполнению домашнего задания, комментарии к уроку
г) заполнение результатов суммативных работ
д) выставление пропуска урока в случае отсутствия обучающегося на видео конференции либо не выполнившего задание в установленные сроки на платформе электронного журнала
- проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями;
- информирует администрацию о проведенной работе и ее результатах.
Учитель-предметник, имеющий доступ к интернету и обучающийся, не имеющий доступ к интернету, использующий ТВ-уроки:
- корректирует календарно-тематические планы в электронных журналах;
- своевременно осуществляет корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов на основе ТВ-уроков и УМК;
- согласовывает с заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе проводимые виды работ;
- применяет оптимальные и разнообразные виды работ (самостоятельная работа с учебником и УМК), доступные информационно-коммуникационные технологии (телеуроки, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь);
- своевременно доводит информацию о применяемых видах работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), используя электронные журналы и дневники, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь и др.
- проводит урок в соответствии с утвержденным графиком обучения
- осуществляет контроль за самостоятельной работой обучающегося, предоставляет обратную связь (через электронные журналы и дневники, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь или через педагогов, определённых администрацией)
- предоставляет домашнее задание согласно нормам объема домашнего задания (через электронные журналы и дневники, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь или через педагогов, определённых администрацией)
- осуществляет сбор выполненных заданий к уроку любым доступным для учителя и ученика способом (через электронные журналы и дневники, WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь или через педагогов, определённых администрацией)
-заполняет своевременно на платформе электронных журналов и дневников следующие разделы:
а) домашнее задание после каждого ТВ-урока/Вебинара (задания из учебников и ссылки на ресурсы);
б) прикрепление файлов с рекомендациями по выполнению заданий;
в) обратная связь по выполнению домашнего задания, комментарии;
г) выставление результатов суммативных работ;
д) при не выполнении задания к уроку в установленные учителем сроки в электронный журнал пишется соответствующий комментарий.
- проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями (через WhatsAppчаты, мобильную и стационарную телефонную связь)
- информирует администрацию о проведенной работе и ее результатах.
Педагоги, не задействованные в дистанционном учебном процессе
Учебные предметы, по которым оценивание проводится как «зачет/незачет» не вошли в перечень предметов, транслируемых на телевидении (Физическая культура, Самопознание, Художественный труд, Музыка, Начальная военная и технологическая подготовка, Основы предпринимательства и бизнеса, Графика и проектирование).
Учителям, преподающим данные учебные предметы, рекомендуется разрабатывать видеоктнтент по своим предметам и размещать с использованием облачных технологий и видеохостингов (например, aitube.kz), а также разместить ссылку в электронном журнале.
Учитель физической культуры, начальной военной и технологической подготовки - разрабатывает комплекс физических и строевых упражнений для выполнения обучающимися дома
Учитель художественного труда, графики и проектирования – разрабатывает инструкции по изготовлению поделок, макетов и др.
Учитель самопознания, основ предпринимательства и бизнеса – предоставляет рекомендации по проектной деятельности
Учитель музыки – предоставляет перечень музыкальных произведений, которые необходимо прослушать
- участвуют в организации и проведении воспитательных мероприятий в режиме онлайн;
- оказывают методическую помощь в организации и проведении онлайн-уроков и мероприятий;
- информирует администрацию о проведенной работе и ее результатах
Обучающийся:
- обязан ежедневно просматривать трансляцию ТВ-уроков согласно расписания
- ежедневно самостоятельно выполняет задания, в том числе через доступные средства связи, которые установлены организацией среднего образования;
-находится на ежедневной связи с классным руководителем и учителями-предметниками;
- выполняет работу над ошибками после комментария учителя-предметника
- знакомится с расписанием, темами, содержанием онлайн-уроков через доступные средства связи;
- ежедневно заходит в личный кабинет в электронном дневнике, в электронную почту и другие системы и технологии связи для получения учебного материала для самостоятельного изучения;
- ежедневно представляет выполненные задания в соответствии с требованиями педагогов, отправив сканирование (или фото) выполненных заданий педагогу через доступные средства связи (электронный дневники, электронная почта, WhatsAppчаты и др.);
- соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении учебных заданий;
- использует дополнительные электронные образовательные ресурсы.
Родители (законные представители) обучающихся:
- создают условия для обучения;
- знакомятся с графиком работы, расписанием уроков, процессом организации учебно-воспитательной работы;
- осуществляют контроль за выполнением обучающимися домашних заданий;
- поддерживают связь с классным руководителем и учителями-предметниками.